Брак в полиграфии – допустимость и качество
02.05.2011 23:24

Сложно представить производство, направление, технологию, где брака нет как такового. Однако, понятно, что процент допустимости брака разный. Утрируя, фреоны циркулируют вроде бы одни и те же, а шум разный.  Так, понятно, что чем качественнее, к примеру, холодильное оборудование, тем оно функциональнее, долговечнее.  Важно и какие хладоны использованы, и соблюдение технологии, герметичны ли хладагенты. Вот и в полиграфическом королевстве, можно сказать, не все спокойно, не все хладоновые масла правильно «залиты». 

Не всегда заказчик удовлетворен, так сказать, на 100%. Что чаще всего не устраивает клиента в отпечатанном заказе – качество (помарки, недопечатки, смазывания) и скорость. Правду говоря, полиграфический брак печати присутствует буквально в каждом тираже. Вопрос в том, насколько он заметен и ощутим для конкретной продукции, существенен и виден визуально. Мелкие помарки фактически не снижают качества полиграфии и относятся, как правило, к достойной, приемлемой и профессиональной работе. Негласная, а впрочем, практически официальная допустимость брака немалая  – до 5%.

Почему брак присутствует? Дело не в форме собственности, оснащенности, места «проживания» или размерах типографии. И даже не в цене на печать. На качество и полноту печати влияют и материалы (краска, бумага, давность и состояние оборудование, его подготовка, прогрев и пр.), непосредственные условия в типографии – влажность, время суток, температурный режим. Даже моральная сторона, так называемый, человеческий фактор важна. Да и в целом точных официальных параметров полиграфического качества, его определения, проверки, контроля у нас попросту не. Все определяется большинством по старинке или на глазок.

Однако все же присутствуют определенные нормы, недопустимые при сдаче тиража. Это отсутствие помарок, потеков, муаров и иных загрязнений на листах. А также недопустимо механическое явное повреждение бумаги. Весь тираж, последовательность рисунков, страниц, разделов, цветовое оформление  и т.п. должен четко соответствовать согласованному макету. Не должно быть опечаток, недопечатанного или смазанного материала, водности рисунков, схем. Такой брак подлежит перепечатыванию, допечатыванию или финансовому возмещению. По срыву скорости печати все грустнее – компенсировать срыв заказа фактически невозможно.