m

Новости

Экстраполиграф. К десятилетию полиграфического комплекса «Экстра М»

Никогда не задумывались, как печатается эта газета? Корреспондент «Российской газеты» решил посмотреть на это своими глазами и отправился в полиграфический комплекс «Экстра М» в ближнем Подмосковье — в городе Красногорске.

Там в огромном цехе стоит самая большая в Восточной Европе и в России печатная машина. Похожая на надстройку крейсера с двумя палубами-галереями с каждой стороны. Здесь ежедневно выпускают три четверти газетного тиража Московского региона. А за 10 лет своего существования полиграфический комплекс «Экстра М» издал 10 миллиардов экземпляров газет, специально для «РГ» подсчитал генеральный директор предприятия Андрей Харьков.

Сейчас здесь печатаются пять федеральных газет одновременно. Немало, если учесть, что практически все они подписываются вечером, а утром хотят быть в руках читателей. Это значит, что к трем часам ночи они должны быть во всех почтовых отделениях Москвы и области. «РГ» не исключение, и последняя машина со свежими экземплярами отъезжает из типографии в два часа пополуночи. Так что самое горячее время — ночь. Хотя работа идет и утром, и днем, и вечером, ведь в производстве еще полсотни названий отраслевых, городских, окружных, рекламных изданий. В четыре смены здесь работают почти 400 человек.

Комплекс «Экстра М» сразу задумывался как гигант индустрии. Началось все с рекламной газеты, которую москвичи хорошо запомнили, потому что она первой стала выходить в цвете. Печатали ее в Финляндии, и в какой-то момент издатели решили, что перспективнее построить современную типографию у самой Москвы. В результате «Экстра М» стала производственной площадкой, которая дала старт тотальному переводу общенациональных газет в цвет.

Теперь ее недельный расход бумаги составляет 800 тонн. Это 40 фур или 20 вагонов — сырье подвозят прямо в типографию по железнодорожному подъездному пути. Бумагу поставляют практически все российские ЦБК, а цветная импортируется из Швеции. В каждом огромном рулоне до 20 километров полотна шириной как раз в газетный разворот. После установки в печатную машину рулон раскручивается до скорости 35 тысяч оборотов в час, и через 15-20 минут уже нужно ставить новый.

Полиграфический комплекс построен таким образом, чтобы исключить межоперационные перемещения материалов и готовой продукции и таким образом снизить издержки. Автоматизировано и оптимизировано все, что только можно. Например, за запасами краски в 10-тонных резервуарах в режиме онлайн следят из Англии специалисты завода-поставщика. Они же сами организуют ее доставку в Красногорск.

А уже здесь из четырех цветов — черного, синего, красного и желтого — получают все богатство цветной печати. Для этого с файлов, полученных из газетных редакций, каждое изображение переносится на четыре алюминиевых пластины для офсетной печати. Они выдерживают порядка 250 тысяч оттисков.

На производстве чисто. Вода из своих скважин, сточные воды проходят очистку и снова идут в производство, обрезки бумаги также поступают на переработку. Пыль в цехах всасывается специальными установками и вместо того, чтобы оседать в легких, в виде плотных брикетов размером с футляр от очков время от времени выпадает в ящичек. Это, пожалуй, единственный отработанный ресурс, который в красногорской типографии не подлежит повторному использованию.

Все это чудо техники и бережливости построено ведущей немецкой фирмой, и по всей Европе у ПК «Экстра М» есть братья-близнецы, но в России это единственный экземпляр. С комбинатом «Правда» предприятие объединилось в 2006 году. И сотрудники вместе с отремонтированным оборудованием к 2010 году переехали в Красногорск. Вместе с ними на новую площадку не без колебаний перешли и все заказчики.

Самое интересное — удалось перевезти и длиннющий довоенный редакционный стол с зеленым сукном. Сказывали, вдоль него, дымя трубкой, в свое время еще прохаживался Иосиф Сталин, который не раз посещал редакцию «Правды». По словам Андрея Харькова, в Красногорске сначала был установлен легендарный стол и только потом вокруг него возвели стены.

Между тем в самой отрасли дела идут неважно. Тиражи печатной прессы падают на 5-7 процентов в год. Люди не читают меньше, просто бумажная газета перестала быть носителем истины в последней инстанции. Новые медиа переманили часть читателей и рекламщиков. В результате типографии ведут жесткую конкурентную борьбу, демпингуя, а на рынке не прекращается череда слияний и поглощений мелких игроков более крупными. Так же, впрочем, как и в Европе, только европейцы нас в этом плане значительно опережают, говорит Андрей Харьков.

Пока же типографии спасаются рекламной продукцией и справочниками и задумываются об альтернативах, связанных с новыми технологиями. Например, цифровой газетной печати. Представьте, стоит где-нибудь в аэропорту этакий шкаф, где можно купить любую газету мира. Внутри этой газеты нет, но она в любой момент может быть напечатана, стоит только опустить монетки. Никакой сложной логистики и оставшихся непроданными экземпляров. Остается просчитать окупаемость, и можно запускать этот концепт-кар в серию.

И все-таки привычные всем бумажные газеты из нашей жизни никогда не уйдут, уверен Андрей Харьков. И не потому, что в хозяйстве они незаменимы. Просто в силу специфики производства это более качественный и «вдумчивый» продукт, часть нашей культуры и, наконец, часть образа жизни для многих из нас.

Игорь Зубков